Как удалось выяснить журналистам, российское правительство не намерено идти навстречу импортерам небольших партий люксовых автомобилей (Ferrari, Bentley и пр.) в вопросе исключения из действующих требований по использованию систем безопасности ЭРА-ГЛОНАСС.
В соответствии с регламентом, сертификация моделей подразумевает проведение двух краш-тестов. Однако исполнение этого требования приводит к чрезмерно высоким для люксового сегмента расходам, поскольку продажи в данной сфере составляют лишь несколько автомобилей каждой модели в год. В пессимистичных прогнозах импортеры отмечают, что это станет причиной ухода с российского рынка не только отдельных моделей, но и целых автобрендов.
Предложение по освобождению импортеров таких машин от обязательной установки ЭРА-ГЛОНАСС на завозимые малыми партиями автомобили не нашло поддержки у представителей профильных ведомств. Предполагалось, что исключение коснется, прежде всего, люксовых моделей (Rolls-Royce, Aston Martin и т. п.), спортивных авто, а также некоторых модификаций массовых брендов (например, Lexus), также относящихся к данному сегменту.
Поначалу перспективы этой идеи оценивались оптимистично, поскольку она рассматривалась на правительственном совещании, и российский премьер Дмитрий Медведев по его итогам поручил дополнительно проанализировать целесообразность ее реализации. В частности, Минпромторг должен был уточнить возможность исключения из общего правила малых партий машин зарубежного производства.
Однако после проведения ряда межведомственных совещаний Правительству было доложено, что предоставление подобных преференций может стать причиной массового появления на российском рынке машин, не оборудованных системами безопасности. Высказывались опасения, что импортеры будут использовать данную возможность для освобождения вводимого автотранспорта от обязательных требований по «схеме малых партий». По мнению заинтересованных ведомств, в конечном итоге это могло обернуться ростом смертности в ДТП. Что касается представителей АО ГЛОНАСС, то ими высказывались опасения, что из-за спада автопродаж производители перейдут на регулярные поставки малых партий машин в ЕАЭС, поскольку ограничения на срок их реализации отсутствуют.
Недавно стало известно, что Минэкономики пока не сформировало свою позицию по данному вопросу. Мнение МВД сводится к тому, что подобные изменения нецелесообразны. Что касается точки зрения Минтранса, то его специалисты отмечают, что малыми партиями завозятся преимущественно автомобили с мощными моторами. Владельцы таких машин активно пользуются их скоростными возможностями и предпочитают агрессивный стиль езды. Это подчеркивает необходимость наличия системы безопасности, установка которой сказывается на стоимости транспортного средства незначительно.
Главным поводом для беспокойства импортеров стала необходимость проведения краш-тестов двух автомобилей — на фронтальный и боковой удары. В связи с этим представители Volkswagen Group и Ассоциации европейского бизнеса поднимали перед Минпромторгом вопрос о том, что расходы на безопасность превышают прибыль от реализации машин, поскольку продажи единичны. Более конкретные данные привел Вагиф Бикулов — операционный директор «Авилона» (это импортер Aston Martin, Bugatti, Ferrari). Специалист отметил, что в год продается около 10 машин Ferrari стоимостью в среднем 25 млн руб., и если для внедрения системы безопасности уничтожить две из них — цена остальных увеличится на 5 млн. рублей. По мнению Бикулова, такая ситуация приведет к уходу с российского рынка многих представителей сегмента, а оставшиеся будут присутствовать на нем лишь «ради имиджа».
Другие специалисты полагают, что импортеры люксовых автомобилей будут искать уловки, но российский рынок не покинут — поскольку в любом случае продажи на нем выглядят привлекательнее по сравнению с другими регионами.